Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Коробицынская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ "Коробицынская СОШ" Протокол № 1 от 30.08.2024г СОГЛАСОВАНО Управляющим Советом МБОУ "Коробицынская СОШ" Протокол № 1 от 30.08.2024г УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора МБОУ "Коробицынская СОШ" № 197 от 30.08.2024г УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования на 2024 – 2025 учебный год Выборгский муниципальный район, Ленинградская область 2024 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Коробицынская СОШ» (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями на основании приказа Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171). 4. Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования». 5. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (с изменениями и дополнениями на основании приказа Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 10. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и 2 установления предельного срока использования исключенных учебников». 11. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 13. Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatoryoko. 14. Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях». 15. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса». 16. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора и др.). 17. Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 18. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой). 19. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 20. Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115». 21. Приказ Минпросвещения России от 21.06.23 № 556 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного 3 общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников». 22. Методические рекомендации «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024/2025 учебном году» комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 22.08.2024 № 32124/2024. 23. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» 24. Положение о режиме занятий и учебной нагрузке обучающихся МБОУ «Коробицынская СОШ» Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУ «Коробицынская СОШ». В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных приказом от 19.03.2024 № 171. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре– декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более трёх уроков в день в сентябре-октябре, не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков в ноябре -мае; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МБОУ «Коробицынская СОШ» выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 2983 часа. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно ФГОС НОО, объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов 4 обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: «Русский язык и литературное чтение». «Иностранный язык». «Математика и информатика». «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». «Основы религиозных культур и светской этики». «Искусство». «Технология». «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык. Согласно ч.6.3. ст.6 273-ФЗ (с учетом Федерального закона от 19.12.2023 № 618ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), при разработке основной образовательной программы НОО общеобразовательные организации предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Труд (технология)». Учебный предмет «Русский язык» изучается в 1-х – 4-х классах 675 часов (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 часов, во 2–4 классах – по 170 часов. Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте» (180 часов: русского языка 100 часов и литературного чтения 80 часов). Содержание литературного чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На литературное чтение в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель (40 часов), для изучения литературного чтения во 2–4 классах отводится по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе). Изучение иностранного (английского) языка – 204 часа: во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю). При изучении иностранного языка 4 класс делится на группы. Общее число часов для изучения математики в 1, 2, 3, 4 классах – 540 часов: в 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю), во 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 3 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа в неделю). Общее число часов для изучения окружающего мира ‒ 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Общее число часов для изучения музыки - 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 5 обязательно. Общее число часов для изучения изобразительного искусства – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю); во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю); в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии). Общее число часов для изучения по предмету «Труд (технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Общее число часов для изучения физической культуры – 238 часов: в 1 классе – 34 часов (2 часа в неделю со второго полугодия), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часа (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часа (2 часа в неделю). При планировании учебного материала по программе по физической культуре для всех классов начального общего образования в объёме не менее 70% учебных часов отведено на выполнение физических упражнений. Для обеспечения физической активности для обучающихся 1-4 классов реализуется курс внеурочной деятельности «Подвижные игры» - 1 час в неделю. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Курс изучается 1 час неделю в 4 классах, 34 часа в год. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по 6 выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы. Курс «Функциональная грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Труд (Технология)» (раздел «Информационно-коммуникативные технологии»),«Математика» (раздел «Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизни»). Курс реализуется в 1-х классах со второго полугодия – 1 час в неделю, во 2-3 классах – в течение года – 1 час в неделю за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 4 классах - в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Промежуточная аттестация в 1-х классах не проводится. Обучение проводится без выставления отметок. Применяются встроенное педагогическое наблюдение, листы индивидуальных достижений для отслеживания динамики учебных достижений ребенка. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной отметки и результатов выполнения тематических проверочных и контрольных работ (средневзвешенная отметка) и фиксируется в классном журнале. Промежуточная аттестация во 2-х – 4-х классах проводится в следующих формах с 14 апреля 2025 года по 19 мая 2025 года: Предметы, курсы Класс Форма промежуточной аттестации Русский язык 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на основе средневзвешенной отметки Литературное чтение 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на основе средневзвешенной отметки Иностранный язык 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на (английский) основе средневзвешенной отметки 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на Математика основе средневзвешенной отметки 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на Окружающий мир основе средневзвешенной отметки Основы религиозных 4-е Учёт образовательных результатов – «осв.» культур и светской этики Изобразительное 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на искусство основе средневзвешенной отметки 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на Музыка основе средневзвешенной отметки 2-е – 4-е Учёт образовательных результатов на (Труд) технология основе средневзвешенной отметки образовательных результатов на 2-е – 4-е Учёт Физическая культура основе средневзвешенной отметки Функциональная 2-3 Учёт образовательных результатов – «осв.» грамотность 7 Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» Курс внеурочной деятельности «Подвижные игры» Курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Курс внеурочной деятельности «Орлята России» 2-е – 4-е Учёт текущих достижений 2-4 Учёт текущих достижений 4аб Учёт текущих достижений 2аб Учёт текущих достижений 8 1 класс (пятидневная учебная неделя) «Ступенчатый» режим обучения Предметные области Количество часов в неделю Учебные предметы сентябрьоктябрь (8недель) ноябрьдекабрь (8недель) Всего за год январь-май (17 недель) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Русский язык и литературное чтение Русский язык 4/32 5/40 5/85 116 Литературное чтение 4/32 4/32 4/68 99 Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык (русский) - - - - Литературное чтение на родном языке - - - - Иностранный язык Иностранный язык (английский) - - - - Математика и информатика Математика 3/24 4/32 4/68 91 Обществознание и естествознание Окружающий мир 1/8 2/16 2/34 58 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - - Искусство Музыка 0,5/4 1/8 1/17 29 Изобразительное искусство 0.25/2 1/8 1/17 27 Технология Труд (технология) 0.25/2 1/8 1/17 27 Физическая культура Физическая культура 2/16 2/16 2/34 66 15/120 20/160 20/340 513 («окружающий мир») Итого по учебному плану ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Функциональная грамотность - - 1/17 17 Итого 9 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при пятидневной учебной недели 15 20 21 637 Всего за период 15/120 20/160 21/357 56/637 1 0 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Наименование учебного курса Функциональная грамотность Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Учебный предмет/курс Количество часов в неделю 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 20 20 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 2 22 1 1 1 2 22 1 1 1 2 23 1 1 1 2 23 1 1 23 34 782 1 1 23 34 782 0 0 23 34 782 0 0 23 34 782 1а 1б Обязательная часть Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Иностранный язык (английский) 0 0 Математика 4 4 Окружающий мир 2 2 Модуль «Основы православной культуры» Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура 0 1 1 21 33 693 0 1 1 21 33 693 1 1 23 34 782 1 1 23 34 782 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Коробицынская средняя общеобразовательная школа" Учебные курсы Подвижные игры Разговоры о важном Функциональная грамотность Орлята России ИТОГО недельная нагрузка 1а 1 1 0 1б 1 1 0 2а 1 1 0 0 2 0 2 1 3 Количество часов в неделю 2б 3а 1 1 1 1 0 0 1 3 0 2 3б 1 1 0 4а 1 1 1 4б 1 1 1 0 2 0 3 0 3