Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Коробицынская средняя общеобразовательная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
"Настольный теннис"
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
учитель начальных классов
Фрайбергер Любовь Владимировна

п. Коробицыно
2020 г.

Пояснительная записка
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем
столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из
развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой,
богатой тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой
общефизической, специальной физической и психологической подготовки. Занятия настольным
теннисом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на организм человека в
зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья.
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и
способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и
морально-волевых качеств.
Новизна программы – программы в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении,
простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи,
являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство
физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность – Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых
помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде,
доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и,
естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение.
Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие
мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического
здоровья детей.
Данная программа разработана на основе:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р);
 риказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
г. N 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
 Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по
разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной
направленности».
Цель программы – формирование разносторонне гармонически физически развитой
личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой
культуры; использование средств настольного тенниса для укрепления и сохранения
собственного здоровья, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в
соответствии с индивидуальными способностями в организации здорового образа жизни.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:

приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
Развивающие:
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в
различных условиях;
повышение спортивной квалификации.
Воспитывающие:
воспитание привычки
к систематическим
занятиям физическими
упражнениями;
 воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
 воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические
трудности при выполнении сложных упражнений;
 воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха,
ухода за своим телом, одеждой и пр.;
 воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе
общности интересов в освоении двигательных действий.
 воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Предполагаемые результаты
Будут знать:
будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
узнают правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
Провести специальную разминку для теннисиста
Овладеют основами техники настольного тенниса;
Овладеют основами судейства в теннисе;
Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды
стрессового характера;
Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной
деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программы.
Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их
применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической
культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в
процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в
настольном теннисе;

владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий
физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения
передвижений;
умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и
непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки,
и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий
в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по
настольному теннису.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
освоения содержания программы «Настольный теннис» универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной
повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе
овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые отражаются в положительном отношении обучающихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в
умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой
системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности,
укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно
важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания),
быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях,
концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на
умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление
организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать
травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности.
Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в
частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный
теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует
развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи.
Организация учебно-тренировочного процесса

Занятия коллектива по настольному теннису планируются в течение всего учебного года
1 раз в неделю (1 час) с учетом общей недельной нагрузки данного года обучения. При
проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их режим
дня и занятость в школе. В процессе обучения используются теоретические и практические
занятия.
Теоретические занятия включают в себя сообщения по заданной теме, обсуждение
материала с обучаемыми. Участие в дискуссионном обсуждении развивает у ребят способности
мыслить, анализировать, слушать и сопоставлять, логически доказывать, отстаивать свою точку
зрения. Техника и тактика игры в настольный теннис тесно связана с игрой, развивает память,
внимание и мышление. Отработка этих качеств на практических занятиях в учебном классе необходимое условие для успешного освоения данной программы.
Программа рассчитана для детей от 7 до 10 лет.
Срок реализации программы - 3 года.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в
парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное,
соревновательное.
Основной формой оценки результативности данной программы является
участие в
соревнованиях.
Условия реализации программы
Данная программа построена с учетом основных научных принципов: гуманизации,
открытости обучения, демократизации, индивидуализации и дифференциации учебного
процесса. Применение в обучении новейших методических рекомендаций, внедрение
инновационных методик делает данную программу доступной и интересной для обучаемых.
Для успешной реализации данной образовательной программы необходимо:
Сочетание теоретических и практических занятий
Систематическое участие в соревнованиях различного уровня
Профессионально подготовленный педагог
Систематическое посещение занятий обучаемыми.
Систематический контроль здоровья обучаемых

Оценка результатов обучения
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагог
использует варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими
отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного
годового цикла 2 – 3 раза в год.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его
роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса.
Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности
хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения.
Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи:
короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным
вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая
«свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при
длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в
середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и
ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
Учебно-тематическое планирование обучения
№
п/п

Количество часов

Виды программного материала

Всего

Теория
8

Практик
а

1

Теория

8

2

Общефизическая подготовка

6

6

3

Специальная физическая подготовка

6

6

4

Обучение техническим приёмам

20

20

5

Интегральная подготовка

15

15

21

21

6
7

Обучение
тактическим
двухсторонняя игра
Итого:

действиям

и

76

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Теория
Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса
в России.
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей
культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль
физической культуры в воспитании молодежи.
История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России
на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире.

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических
упражнений на организм спортсмена.
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание.
Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и
творческое отношение к тренировкам.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные
признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в
спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных
нагрузок.
Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости
травматизма в спорте.
Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде
и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном
питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся.
Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и
их профилактика. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики
для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков.
Профилактика вредных привычек.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма
спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их
распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой
доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания,
транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные
ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Основы техники и техническая подготовка
Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного
мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники
изучаемых приёмов игры.
Обучающиеся должны знать:
- Гигиенические требования к обучающимся
- Режим дня спортсмена
- Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний
- Историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры
Уметь:
- Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм
- Подготовить место для занятий
- Соблюдать технику безопасности на занятиях
- Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему
- Проявлять стойкий интерес к занятиям
Общефизическая подготовка
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения типа «полоса препятствий»
- Упражнения для развития общей выносливости
Обучающиеся должны знать:

- Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять строевые упражнения на месте и в движении
- Выполнять комплекс разминки самостоятельно
Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
- Упражнения для развития игровой ловкости
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-Упражнения с отягощениями
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
- Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)
Интегральная подготовка
Основные технические приемы:
1.Исходные положения (стойки)
а) правосторонняя
б) нейтральная (основная)
в) левосторонняя
2.Способы передвижений
а) бесшажный
б) шаги
в) прыжки
г) рывки
3.Способы держания ракетки
а) вертикальная хватка-«пером»
б) горизонтальная хватка-«рукопожатие»
4. Подачи
а) по способу расположения игрока
б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом
5. Технические приемы нижним вращением
а) срезка
б) подрезка
6. Технические приемы без вращения мяча
а) толчок
б) откидка
в) подставка
7. Технические приемы с верхним вращением
а) накат
б) топс- удар
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении технических упражнений
- Основные приёмы техники выполнения ударов.
Уметь:
- Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов
Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра

Техника нападения.
Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения( без переноса ОЦТ; с
незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Шаги( одношажный, приставной,
скрестный).Прыжки(с двух ног,с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой
ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища)
Техники подачи. Подброс мяча..Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения
плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника.Игра в
нападении. Накат слева, справа.
Техника защиты.
Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в
защите. Срезка,подрезка.
Обучающиеся должны знать:
-Основные приёмы тактических действий в нападении
и при противодействии в защите
Уметь:
- Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики
Подвижные игры:
- на стимулирование двигательной активности обучающихся
- на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей
Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие):
- скоростно-силовых качеств
- быстроты действий
- общей выносливости
- силы
- гибкости
- ловкости
- Игровые спарринги:
- 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2
Обучающие должны знать:
- Технику безопасности при выполнении игровых упражнений
- Основные правила настольного тенниса
Уметь:
- Выполнять основные технические и тактические игровые приём.
Материально-техническое оснащение программы
Дидактический
материал
Инструктивные карты, карты- памятки,
карты индивидуальных результатов,
иллюстрации,
схемы,
подборка
информационной
и
справочной
литературы, диагностическая методика
для определения знаний, умений,
навыков, творческих способностей,
разработки занятий.

Материально-техническое оснащение
занятий
Для проведения занятий настольного
тенниса необходимо иметь следующее
оборудование и инвентарь:
набор для настольного тенниса 2 шт.
стол для настольного тенниса 2 шт.
гимнастические скамейки 1 шт.

Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
второго поколения . М.: Просвещение, 2011
Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.: Просвещение2011
Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2014год.
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год.
Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год.
О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,2014г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».