МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис" Возраст обучающихся: 7 - 10 лет Срок реализации: 3 года Составитель: учитель начальных классов Фрайбергер Любовь Владимировна п. Коробицыно 2020 г. Пояснительная записка Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатой тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической подготовки. Занятия настольным теннисом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на организм человека в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья. Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Новизна программы – программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Актуальность – Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Данная программа разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); риказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности». Цель программы – формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; использование средств настольного тенниса для укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями в организации здорового образа жизни. Задачи дополнительной образовательной программы: Обучающие: приобретение теоретических и методических знаний; овладение основными приёмами современной техники и тактики игр; Развивающие: формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях; повышение спортивной квалификации. Воспитывающие: воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств; воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений; воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.; воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий. воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками. Предполагаемые результаты Будут знать: будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку; узнают правила игры в настольный теннис; правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни; Знать правила проведения соревнований; Будут уметь: Провести специальную разминку для теннисиста Овладеют основами техники настольного тенниса; Овладеют основами судейства в теннисе; Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя; Разовьют следующие качества: улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера; Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программы. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису. В области познавательной культуры: владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса; В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе; владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. В области трудовой культуры: умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения передвижений; умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программы «Настольный теннис» универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В области физической культуры: владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые отражаются в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Организация учебно-тренировочного процесса Занятия коллектива по настольному теннису планируются в течение всего учебного года 1 раз в неделю (1 час) с учетом общей недельной нагрузки данного года обучения. При проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их режим дня и занятость в школе. В процессе обучения используются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия включают в себя сообщения по заданной теме, обсуждение материала с обучаемыми. Участие в дискуссионном обсуждении развивает у ребят способности мыслить, анализировать, слушать и сопоставлять, логически доказывать, отстаивать свою точку зрения. Техника и тактика игры в настольный теннис тесно связана с игрой, развивает память, внимание и мышление. Отработка этих качеств на практических занятиях в учебном классе необходимое условие для успешного освоения данной программы. Программа рассчитана для детей от 7 до 10 лет. Срок реализации программы - 3 года. Учебно-тренировочная нагрузка на группу 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год. Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах. Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. Основной формой оценки результативности данной программы является участие в соревнованиях. Условия реализации программы Данная программа построена с учетом основных научных принципов: гуманизации, открытости обучения, демократизации, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Применение в обучении новейших методических рекомендаций, внедрение инновационных методик делает данную программу доступной и интересной для обучаемых. Для успешной реализации данной образовательной программы необходимо: Сочетание теоретических и практических занятий Систематическое участие в соревнованиях различного уровня Профессионально подготовленный педагог Систематическое посещение занятий обучаемыми. Систематический контроль здоровья обучаемых Оценка результатов обучения Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагог использует варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Знания о физической культуре Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований. Способы двигательной деятельности Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча. Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения. Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. Тактика одиночных игр. Игра в защите. Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая). Учебно-тематическое планирование обучения № п/п Количество часов Виды программного материала Всего Теория 8 Практик а 1 Теория 8 2 Общефизическая подготовка 6 6 3 Специальная физическая подготовка 6 6 4 Обучение техническим приёмам 20 20 5 Интегральная подготовка 15 15 21 21 6 7 Обучение тактическим двухсторонняя игра Итого: действиям и 76 СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Теория Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России. Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи. История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам. Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости травматизма в спорте. Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек. Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. Основы техники и техническая подготовка Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры. Обучающиеся должны знать: - Гигиенические требования к обучающимся - Режим дня спортсмена - Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний - Историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры Уметь: - Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм - Подготовить место для занятий - Соблюдать технику безопасности на занятиях - Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему - Проявлять стойкий интерес к занятиям Общефизическая подготовка - Строевые упражнения - Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса - Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава - Упражнения для шеи и туловища - Упражнения для всех групп мышц - Упражнения для развития силы - Упражнения для развития быстроты - Упражнения для развития гибкости - Упражнения для развития ловкости - Упражнения типа «полоса препятствий» - Упражнения для развития общей выносливости Обучающиеся должны знать: - Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП) - Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность Уметь: - Выполнять строевые упражнения на месте и в движении - Выполнять комплекс разминки самостоятельно Специальная физическая подготовка - Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести - Упражнения для развития игровой ловкости - Упражнения для развития специальной выносливости - Упражнения для развития скоростно-силовых качеств -Упражнения с отягощениями Обучающиеся должны знать: - Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП) - Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность Уметь: - Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра, с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них. - Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость) Интегральная подготовка Основные технические приемы: 1.Исходные положения (стойки) а) правосторонняя б) нейтральная (основная) в) левосторонняя 2.Способы передвижений а) бесшажный б) шаги в) прыжки г) рывки 3.Способы держания ракетки а) вертикальная хватка-«пером» б) горизонтальная хватка-«рукопожатие» 4. Подачи а) по способу расположения игрока б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом 5. Технические приемы нижним вращением а) срезка б) подрезка 6. Технические приемы без вращения мяча а) толчок б) откидка в) подставка 7. Технические приемы с верхним вращением а) накат б) топс- удар Обучающиеся должны знать: - Технику безопасности при выполнении технических упражнений - Основные приёмы техники выполнения ударов. Уметь: - Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях - Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра Техника нападения. Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения( без переноса ОЦТ; с незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Шаги( одношажный, приставной, скрестный).Прыжки(с двух ног,с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища) Техники подачи. Подброс мяча..Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника.Игра в нападении. Накат слева, справа. Техника защиты. Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Срезка,подрезка. Обучающиеся должны знать: -Основные приёмы тактических действий в нападении и при противодействии в защите Уметь: - Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях - Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики Подвижные игры: - на стимулирование двигательной активности обучающихся - на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие): - скоростно-силовых качеств - быстроты действий - общей выносливости - силы - гибкости - ловкости - Игровые спарринги: - 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2 Обучающие должны знать: - Технику безопасности при выполнении игровых упражнений - Основные правила настольного тенниса Уметь: - Выполнять основные технические и тактические игровые приём. Материально-техническое оснащение программы Дидактический материал Инструктивные карты, карты- памятки, карты индивидуальных результатов, иллюстрации, схемы, подборка информационной и справочной литературы, диагностическая методика для определения знаний, умений, навыков, творческих способностей, разработки занятий. Материально-техническое оснащение занятий Для проведения занятий настольного тенниса необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь: набор для настольного тенниса 2 шт. стол для настольного тенниса 2 шт. гимнастические скамейки 1 шт. Список использованной литературы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011 Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011 Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор. М.: Просвещение2011 Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2014год. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: Ф и С, 2012год. Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 2011год. О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,2014г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)