МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБ ЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «К О Р О Б И Ц Ы Н С К А Я С Р Е Д Н Я Я О Б Щ Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я Ш К О Л А» Утверждено И.о. директора школы ____________Бозюкова Н.А. Приказ №213 от 30. 08.2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Язык мой – друг мой» Направленность программы: естественнонаучная Возраст учащихся, осваивающих программу: 11 - 12 лет Срок реализации программы: 1 год Автор (составитель): Волковец Нина Григорьевна педагог дополнительного образования п. Коробицыно 2021 год Пояснительная записка Программа лингвистического кружка «Язык мой – друг мой» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основной образовательной программой основного общего образования. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям современного школьника, их общей языковой культуре. В данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития. Назначение программы определено требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одной из главных целей новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объём внеурочной деятельности обучающихся. Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов; учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (36 часов). Продолжительность занятия 40-45 минут. Данная программа позволяет расширить и углубить знания учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса, но не дублирует материал, изучаемый в рамках школьной программы, это достигается за счет использования дополнительного материала и путём проведения занятий в форме путешествий, интеллектуальных лингвистических игр, исследований, мастерских и т.д. Одновременно осуществляется развитие творческого потенциала учащихся. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, совершенствуя их орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития. Цель программы - повысить общую языковую культуру учащихся. Задачи программы: 1) расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; 2) расширить лингвистический кругозор учащихся; 3) вызвать и развить интерес школьников к изучению русского языка; 4) способствовать развитию творческих способностей учащихся; 5) способствовать формированию навыка детей самостоятельно работать с литературными источниками, СМИ и Интернет-ресурсами; 6) способствовать формированию умений учащихся создавать индивидуальные и групповые творческие проекты, проводить мини-исследования; 7) способствовать формированию у учащихся бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку; 8) способствовать формированию школьника как нравственной, интеллектуально развитой личности. Методы работы: Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); Частично-поисковый (в форме игры, конкурса); Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений); Беседы, диалоги; Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения); Репродуктивный (воспроизводящий); Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала). Формы проведения занятий: Кружковые занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя теоретическую и практическую часть. Ведущей формой организации занятий является групповая. Также во время занятий осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся как в кабинете, оснащённом проектором и интерактивной доской, так и в актовом зале, библиотеке. Отличительными особенностями программы кружка являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; отслеживание достижения планируемых результатов в рамках внутренней системы оценки педагогом. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 4) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий. Активное поведение детей на занятиях, заинтересованность ребят. Участие в научно-практических конференциях с проектами, созданными в рамках данной программы. Результаты участия в дистанционных конкурсах. Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по русскому языку. Контроль и оценка планируемых результатов. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий. Активное поведение детей на занятиях, заинтересованность ребят. Участие в научно-практических конференциях с проектами, созданными в рамках данной программы. Результаты участия в дистанционных конкурсах Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся: - тестирование; - анкетирование; - демонстрации;. Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения и участие в научно-практическая конференция «Проект «Энциклопедия одного слова». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учебно-материальная база Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному. На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен. Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета. При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху. Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения Содержание программы образовательной деятельности Тема1.Наш родной язык Язык мой – друг мой. Теория: Вступительное занятие. Цель, содержание работы кружка. Решение организационных вопросов. Что такое язык? Что такое дружба? Зачем нужно дружить с языком? Беседа с элементами игры. Письменная творческая работа «Случай в стране Филология». Дорогой письменности. Теория: Конкурсное игровое занятие. Углубление знаний о появлении письменности. Развитие письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Экология слова. Теория: Круглый стол. Знакомство с термином «экология слова» через культуру художественной поэтической речи. Родной язык – душа нации. Проблемы русского языка в современном обществе. Слова – паразиты. Сквернословие. Заимствование. Молодёжный сленг и жаргонизмы. Сокращение слова в письменной речи пользователей социальных сетей. Брей – ринг знатоков русского языка. Практика: Интеллектуальная игра. Выявление уровня знаний учащихся по русскому языку. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое. Практика: Долгосрочный проект «Энциклопедия одного слова». Срок реализации – 1 учебный год. Актуальность, цель, задачи проекта, примерный план работы. Просмотр и обсуждение примеров энциклопедических статей слов. Использование Интернет – ресурсов. Тема 2 Фонетика. Графика Путешествие в Фонетляндию. Практика: Путешествие в страну Фонетляндию. Обобщение и углубление знаний по фонетике. Индивидуальная, групповая работа с текстом. Инсценирование. Работа с толковым словарем. Сказочный алфавит. Практика: Интегрированное занятие по русскому языку и литературе. Сказочная викторина. Буква ё в алфавите 21 века. Теория: История буквы Ё. Мини-исследование «Ё в текстах 21 века» (на примере газет, детских журналов, детских книг, учебников). Дискуссия «Нужна ли буква ё в алфавите 21 века?». Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе. Практика: Актуальность выбранной темы исследования (исследование одного слова). Составление индивидуального плана работы детей. Определение необходимых источников для проведения исследования. Тема 3 Морфемика. Словообразование КВН «Слово делится на части, Ах, какое это счастье!» Практика: Занятие в форме КВН по разделу «Морфемика». Путешествие в страну Словообразование. Теория: Занятие в форме путешествия-исследования. Словообразование. Словообразующие морфемы. Способы образования слов. Словообразовательная модель. Практика: Словообразовательное гнездо. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования. Работа с картой страны. Парное исследование. Творческая работа. Лингвистические Олимпийские игры. Практика: Выполнение олимпиадных заданий. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье. Практика: Анализ и отбор языкового материала исследования. Индивидуальная работа. Консультация с руководителем. Тема 4 Лексикология. Фразеология Собирал человек слова. Теория: Заседание круглого стола. В. И. Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка». Тематические группы слов. Теория: Тематические группы слов. Лингвистические игры. Практика: Выполнение задания по теме. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи». Теория: Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргонная лексика, специальная лексика и терминология. Мини - исследование в группах: «Диалектная лексика в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Диалектная лексика в речи односельчан», «Специальная лексика и терминология в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Жаргонная лексика в речи школьника». Практика: Выполнение задания по теме. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи». Практика: Выступление с сообщением участников групп по результатам проведённого исследования. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Практика: Занятие – презентация. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Групповое выступление, блиц-опрос. Творческая мастерская письма. «Это замашистое, бойкое, метко сказанное русское слово…» Практика: Занятие - соревнование по пословицам, поговоркам, фразеологизмам русского языка. Своя игра. Практика: Интеллектуальная игра по Лексикологии и Фразеологии. Тема 5 Синтаксис. Пунктуация От глубокой древности до наших дней. Из истории пунктуации. Знаки препинания. Решение пунктуационных задач. Один против всех. Практика: Интеллектуальная игра. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое. Практика: Оформление работы. Составление примерного плана выступления – защиты проекта. Создание презентации. Тема 6 Морфология На приёме у Морфологии. Практика: Ролевая игра. Морфология. Части речи. Инсценирование. Выступление с сообщениями. Выполнение игровых заданий. «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра». Практика: Практикум. Обобщение и систематизация знаний по имени существительному. Тайна имени. Имена собственные. Сообщение учащихся о происхождении имён. Самопрезентания. Решение лингвистических задач. Что? Где? Когда? Практика: Интеллектуальная игра по теме «Имя существительное». В стране Имени Прилагательного. Занятие – путешествие по стране Имени Прилагательного. Морфологические признаки имени прилагательного. Выполнение лингвистических заданий. Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений детской литературы. Теория: Мини - исследование «Имя - прилагательное в названии произведений детской литературы». Аннотация. Лексическое значение и морфологические признаки имени прилагательного. Групповая, индивидуальная работа. Практика: Письменное сообщение учащихся. Чудодейственная сила глагола. Практика: Глагол как единица речи. Лингвистическое путешествие.. Поле – чудес. Практика: Интеллектуальная игра по теме «Морфология». Лингвистическая игра «Знай и умей». Практика: Система языка. Обобщение и систематизация знаний о языке. Лингвистическая игра. Тема 7 Подведение итогов реализации программы Научно-практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного слова». Практика: Презентация проекта «Энциклопедия одного слова». Выступления кружковцев с результатами работы. Обсуждение. Подведение итогов. Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов работы кружка. Практика: Анкетирование. Просмотр презентации о проделанной работе кружка. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел Тема занятия Кол- Дата проведения Примечани заняти во е я часо планируема фактическа в я я Наш родной язык 1 5 ч. Язык мой –друг мой (вступительное занятие). 1 Дорогой письменности. Экология слова. Брей – ринг знатоков русского языка. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое. 2 3 4 5 Фонетика. Графика 7 8 9 Морфемика. Словообразован ие 11 12 13 Лексикология. Фразеология 14 15 16-17 1 1 1 1 1 4 ч. КВН «Слово делится на части, Ах, какое это счастье!» Путешествие в страну Словообразовани е. Лингвистические Олимпийские игры. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье. 10 1 1 4 ч. Путешествие в Фонетляндию. Сказочный алфавит. Буква ё в алфавите 21 века. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе. 6 1 1 1 1 1 7 ч. Собирал человек 1 слова. Тематические 1 группы слов. Мини2 исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи». Синонимы. 1 Антонимы. Омонимы. «Это замашистое, 1 бойкое, метко сказанное русское слово…» 18 19 20 Своя игра. 1 3 ч. От глубокой древности до наших дней Один против всех. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое. 1 Синтаксис. Пунктуация 21 22 23 Морфология 1 1 9 ч. 1 На приёме у Морфологии. «Имя 1 существительное – дирижер грамматического оркестра». 24 25 Тайна имени. Что? Где? Когда? В стране Имени Прилагательного. Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений детской литературы. Чудодейственная сила глагола. Поле – чудес. Лингвистическая игра «Знай и умей». 26 27 28 29 30-31 32 33-34 Подведение 1 1 1 1 1 1 2 2 ч. итогов реализации программы 35 36 Научно1 практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного слова». Кружок «Язык 1 мой – друг мой». Итоговое занятие. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1. Активизация познавательного интереса через систему занимательных заданий. Статья. /авт. И.В. Харченко. - [ http://festival.1september.ru] 2. Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку. Статья. /авт. Н. В. Ряховская.- [ http://festival.1september.ru] 3. Внеклассное занятие по русскому языку «От глубокой древности до наших дней». /сост. Е. в. Фаткулина. – г. Енисейск. 4. Внеклассное мероприятие «Язык мой – друг мой». /сост. О. Н. Май. – г. Татарск. 5.Елясова О.Игры на уроках русского языка. //Русский язык. №02/2003. 6. Занимательная учебная игра по русскому языку в 5 классе «Путешествие в страну Словообразования». /сост. В. М. Афанасьева. 7. «Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра». /сост. О. А. Марушкина. - г. Красноярск. 8. Лингвистическая игра «Знать и уметь» 5 класс. /сост. Я. В. Косовских. – Пермь, 2013. 9.Лингвистическая интеллектуальная игра по русскому языку «В древнерусской школе». /сост. О. А. Редчук. – п. Авнюгский, 2013. 10. Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы». /сост. Н. А. Фиденко. - с. Каменная Балка. 11. Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы". /авт. Т. Н. Фомина.- [ http://festival.1september.ru] 12. Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Круглый стол: «Родной язык – душа нации». /сост. М. Л. Мамаева. – Белгород, 2014. 13. «Своя игра» по русскому языку. /сост. Л. А. Осинцева. – г. Таштагол. 14. Урок – игра «Дорогой письменности». /сост. Г. В. Уварова. – ст. Спокойная. 15. Урок – КВН на тему «Морфемика». / сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2002. 16. Чудодейственная сила глагола. / сост. Р. А. Сапарбаева. – п. Озинки. 17. Шкатова О. Ю. Игровые задания на уроках русского языка.//Русский язык. №48/2003. Интернет - ресурсы 1. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру – русский язык для всех». http://www.gramota.ru 2. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – www. febweb.ru 3. Википедия Список использованной литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). 4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). 5. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2009. 6. Савчук Л. О. Программа «Русский язык: 5-9 классы»/ под ред. Е.Я.Шмелёвой. - М.: Вентана - Граф, 2013. 7. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для основной школы «Загадки и тайны моей Литературы». /сост. Н. П. Соболева. – 2013. 8. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2010. 9. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988. 10. Крамаренко Н. О. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы.– Волгоград: Учитель, 2003. 11. Кузьмина Е. А. «К истокам слова». //Русский язык. №47, 1999. 12. Пашнина В. М. Сказка в гости к нам идёт. - Ярославль: Академия развития, 2005. 13. Современный урок. Ч.5.: инновационные уроки. /под ред. Лакоцениной Т. П. – Ростов – на-Дону: Учитель, 2007. 14. Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. Ростов-на –Дону: «Феникс», 2005. Список использованных Интернет – ресурсов 1. «Учебно-методический кабинет» - http://ped-kopilka.ru 2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». - http://nsportal.ru 3. Педагогическая газета 4. Журнал «Педагогический мир» 5.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - http://festival.1september.ru 6. Современный учительский портал 7. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» 8. Учительский портал 9. Газета «Первое сентября». - http://www.1september.ru 10. Все образование Интернета. - http://all.edu.ru/