Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 8 от 28.08.2020 г УТВЕРЖДЕНО: И.О.директора МБОУ «Коробицынская СОШ» __________Т.В.Сабурикова Приказ № 342 от 31.09.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОРОБИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СОО 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования. 1.2. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. 1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую. 1.5. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10 класса, перешедшего на обучение по ФГОС СОО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Проект является формой допуска обучающегося к ГИА. В течение 10-го года обучения обучающийся обязан выполнить один итоговый проект. 1.6. Проект может быть только индивидуальным. 1.7. Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в сентябре-октябре учебного года при планировании проектной деятельности на текущий учебный год. 1.8. Выбор тем ИИП рассматривается на Методическом Совете не позднее ноября текущего учебного года, утверждается директором МБОУ «Коробицынская СОШ» 1.9. Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий. 1.10. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» 1.11. Защита индивидуального итогового проекта проходит в марте – апреле и является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. 2. Цели проектной деятельности и защиты ИИП 2.1.Цели проектной деятельности как процесса формировать умения: - определять цель и планировать собственную деятельность (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). - сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать); - анализировать, развивать креативность и критическое мышление; - выступать публично, аргументированно отвечать на вопросы; - самостоятельно планировать познавательную деятельность. 2.2 Цель защиты ИИП – определить уровень: - сформированности познавательных действий; - сформированности коммуникативных действий; - сформированности регулятивных действий; - сформированности предметных знаний и способов действий. 3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта 3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются совместно обучающимся и куратором. 3.2. Руководителем проекта является куратор. Куратором может выступать учительпредметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования или сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего. 3.3. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся. 3.4. Темы проектов могут предлагаться как куратором, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с куратором. Кураторы обязаны уважительно относиться к личностному выбору обучающегося, в то же время педагог должен аргументированно отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирует асоциальное поведение. 4. Требования к содержанию и направленности проекта 4.1. Индивидуальные итоговые проекты должны иметь научную, культурную, правовую или практическую направленность. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы. 4.2. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» или решение. Проект должен быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 4.3. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены. 4.4. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта. Типы проектов и формы представления результатов Тип проекта Практикоориентированный, социальный Исследовательский Информационный Творческий Игровой или ролевой Цель проекта Форма представления результатов (проектный продукт) Решение анализ данных социологического опроса, практических задач. атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, Доказательство или опровержение какой- веб-сайт, видеофильм, либо гипотезы. выставка, Сбор информации о газета, каком-либо объекте журнал, или явлении, анализ действующая фирма, информации. Привлечение интереса игра, карта, публики к проблеме коллекция, проекта. Представление опыта компьютерная анимация, оформление кабинета, участия в решении пакет рекомендаций, проблемы проекта. стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия и т.д. 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» 5. Этапы и примерные сроки работы над проектом: 5.1. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя проекта планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 5.2. Подготовительный этап (октябрь): выбор темы и руководителя проекта. 5.3. Основной этап (ноябрь-декабрь): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 5.4. Получение продукта проекта (январь). Экспертиза материалов куратором проекта. 5.5. Заключительный этап работы над проектом (февраль). Обучающийся осуществляет структурирование и оформление собранного материала, готовит презентационный материал, пояснительную записку, рецензию. 5.6. Рецензия куратора проекта содержит краткую характеристику работы обучающегося о ходе работы над проектом, в том числе: инициативность, самостоятельность в исследовании, ответственности, исполнительской дисциплины. 5.7. Защита проходит в марте-апреле. По итогам защиты составляется протокол защиты проектов, результаты утверждаются приказом директора. 6. Требования к оформлению ИИП 6.1. Структура ИИП: Титульный лист (название ОО, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, населённый пункт, год). Описание проекта – 3-5 страниц: актуальность, проблема, цель, назначение проекта (для учебно-исследовательской работы – выдвинута гипотеза). Краткое описание хода работы и полученных результатов над ИИП. Список использованных источников (если это требует тема проекта). 6.1.1.Титульный лист считается первым, но не нумеруется, каждая новая глава начинается с новой страницы. Точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. 6.1.2. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими цифрами. 6.1.3. Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта. 6.2. Технические требования к ИИП: Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25; Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.; Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится; Оглавление; Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте; Таблицы: слова «Таблица N», где N - номер таблицы, следует помещать над таблицей справа; Список использованных источников и литературы должен быть оформлен в алфавитном порядке в соответствии с правилами, указанными в Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 года № 95-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»; и ГОСТ 7.1-2003. № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенным Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 года. 6.3. Формы представления результатов: Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, в том числе социальных, стендовый доклад и др.); Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных искусств и др.), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения и др., компьютерная презентация; Материальный объект, макет, конструкторское изделие и др.; Отчётные материалы могут содержать тексты, материальные объекты и др. 6.4. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6.5 Проектная работа оформляется в папке-скоросшивателе с прозрачными файлами и хранится в МБОУ «Коробицынская СОШ» в течение одного года. Размещается на сайте образовательной организации в сканированном виде в формате pdf. 7. Требования к защите итогового индивидуального проекта 7.1. Защита осуществляется в утвержденные Приказом директора МБОУ «Коробицынская СОШ» сроки. 7.2. Результаты выполнения проекта оцениваются при предъявлении следующих материалов: папка-скоросшиватель с текстом проектной работы; презентация обучающегося; рецензия руководителя проекта; 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» продукт проекта. 7.3. Место защиты ИИП – общеобразовательная организация (далее – ОО). 7.4. Сроки защиты определяются ОО с учетом численности обучающихся. 7.5. Для защиты ИИП создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены научного общества учащихся, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора школы. В рамках защиты комиссия заслушивает публичное выступление (презентацию), знакомится с представленным продуктом с краткой пояснительной запиской и рецензией руководителя (возможен вариант предварительного ознакомления с описанием проекта и отзывом руководителя), осуществляет оценивание предоставленных материалов. 7.6. Независимо от формы представления результата защита ИИП происходит публично: доклад (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. 7.8. ОО организует в дополнительные сроки защиту ИИП для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, отсутствовавших в основной срок защиты. 7.9. В случае получения низких результатов, соответствующих уровню «неудовлетворительно», ОО определяет условия и сроки повторной защиты. 8. Критерии оценки проектной работы: 8.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. 8.2. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев. 8.2.1. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); 2) сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 3) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения. 8.2.2. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Содержательное описание каждого критерия Критерий Содержание критерия Способность поставить Самостоятельное приобретение знаний проблему и выбрать способы её решения, и решение проблем найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п Знание предмета Регулятивные действия Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный (1 балл) (2-3 балла) Работа в целом Работа в целом свидетельствует о свидетельствует о способности способности самостоятельно с самостоятельно опорой на помощь ставить проблему и руководителя ставить находить пути её проблему и находить решения; пути её решения; продемонстрировано продемонстрирована свободное владение способность логическими приобретать новые операциями, знания и/или навыками осваивать новые критического способы действий, мышления, умение достигать более самостоятельно глубокого понимания мыслить; изученного продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано Продемонстрировано понимание свободное владение содержания предметом проектной выполненной работы. деятельности. Ошибки В работе и в ответах отсутствуют на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы 7 Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Коммуникативные действия Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей. Базовый уровень Повышенный уровень отметка «удовлетворительно» отметка «хорошо» отметка «отлично» 4-6 первичных баллов 7-9 первичных баллов 10-12 первичных баллов 8.3. Классный руководитель обучающегося на основании протокола защиты ИИП выставляет оценку в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле обучающегося. 8.4. При заполнении документа государственного образца об уровне образования (аттестат о среднем общем образовании) выставляется отметка в свободную строку на основании протокола защиты ИИП. 9. Функциональные обязанности заместителя директора по УВР, курирующего организацию выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта 9.1. Формирует единый список тем ИИП для выбора обучающимися. 9.2. Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы, осуществляющим проектную деятельность. 9.3. Контролирует формирование проектных групп на основе списков обучающихся, являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп. 9.4. Контролирует деятельность руководителей итоговых индивидуальных проектов. 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» 10. Функциональные обязанности руководителя итогового индивидуального проекта обучающегося 10.1. Выбирает проблемную область, формулирует темы ИИП. 10.2. Проводит консультации с участниками проектов и осуществляет методическую поддержку проектной деятельности; планирует совместно с обучающимися работу в течение всего проектного периода. 10.3. Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности. 10.4. Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей проекта. 10.5. Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных недостатков, оказывает помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта. 10.6. Обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта. 10.7. Подготавливает рецензию на работу обучающегося. 11. Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся, выполняющих итоговый индивидуальный проект 11.1. Организует и контролирует начальный период проектной деятельности (осуществляет контроль 100% охвата детей проектной деятельностью, составляет список обучающихся с выбором темы и руководителя ИИП и передает его заместителю директора). № Ф.И.О. обучающегося Тема проекта Ф.И.О. куратора 11.2. Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами. 11.3. Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и обучающихся с целью успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов. 12. Роль родителей в выполнении обучающимся итогового индивидуального проекта 12.1. На всех этапах выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта роль родителей заключается в оказании своим детям помощи, то есть не возложение на себя обязанностей по выполнению работы детей над проектом, а проявление заинтересованности, помощи советом, сбором информации и расходными материалами для выполнения проекта. 12.2. Ответственность за выполнение ИИП и его защиту несут родители обучающихся. 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 1 Памятка для обучающегося «Пояснительная записка к проекту» Введение, в котором необходимо: назвать тему проекта; сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других; рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта; указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой, проблемой, целью и продуктом твоего проекта; дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа. Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза (в тех проектах, где она есть), проектный продукт, план. Основная часть. В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как воплотил его в проектном продукте; привести описание хода своей работы над проектом, в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты использовал в своей работе. Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах, уроках и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все это ресурсы твоей проектной работы. Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения специалистов. Заключение В заключении надо: проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающимся, чему ты научился в ходе работы над проектом, как изменились твои взгляды и т.п.); оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему; удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и почему, как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал свою работу заново); показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме проекта). Список использованных источников информации, где ты представишь: список использованных печатных источников в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и статей; адреса сайтов в Интернете, с которыми ты работал; ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности, места работы и ученого звания специалиста); 10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по твоему проекту. Приложение 2 Примерный план выступления на защите проекта Введение Тема моего проекта …………………………………………………... Я выбрал эту тему, потому что …………………………………….... Цель моей работы – ……………………………………….....……….. Проектным продуктом будет – .……………………………………… Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ……… План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): Сбор информации (где и как искал информацию)…………………………………………… Изготовление продукта (что и как делал)……………………………………………………… Написание письменной части проекта (как это делал) …………. Основная часть Я начал свою работу с того, что ……………………………………….. Потом я приступил к ………………………………………………………. Я завершил работу тем, что……………………………………………... В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…………………. Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…………………….. Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…………… План моей работы был нарушен, потому что……………………….. В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как……… Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……… Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например Это произошло, потому что ……………………………………………. Если бы я начал работу заново, я бы ………………………………….. В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы……… Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……….. Работа над проектом показала мне…………. 11 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 3 Оформление титульного листа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «____________________________________» Выполнил: ФИО ученик (ца) 10 класса МБОУ «Коробицынская СОШ» Руководитель проекта: ФИО учитель (предмет) Село …, …..год 12 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 4 Оформление списка литературы к проектной работе Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например: 1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:Мысль,1990. 2. ... 3. ... 4. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.:Наука,1991. 5. ...... 6. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. — «Вопросы философии», 1991, № 1. 7. ... 8. ... 9. Полторацкий Н. (Философия истории России Н.А.Бердяева). Нью-Йорк, 1967. Оформление сносок к проектной работе Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами: постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками); с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница). 13 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 5 Образец написания рецензии на проектную работу РЕЦЕНЗИЯ на проектную работу обучающегося __________класса МБОУ «Коробицынская СОШ» ______________________________________________________________ (фамилия, имя и отчество) по теме: ______________________________________________________________ (название темы проектной работы) _______________________________________________________________ Структура рецензии: 1. Актуальность или новизна темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения; почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в структуре введения к учебно-исследовательской/ проектной работе.). 2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы. 3. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены). «Данная работа имеет практическую значимость» и вкратце, в чем она заключается. 4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. «Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской/проектной работы» и далее описывается ее структура и примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце). 5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы. Вывод: проектная работа_________________________________________ (фамилия, инициалы ученика) по теме: «______________________________________________________________ (название темы) отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите. РЕЦЕНЗЕНТ __________________ (подпись) «_____» ______________ 20___ г ______________________________ (ФИО) 14 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 6 Рекомендации к компьютерной презентации ИИП (уровень среднего общего образования) 1. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15-20 слайдов. 2. Титульный лист презентации включает: а) полное наименование образовательной организации; в) сведения об авторе и руководителе проекта; г) год разработки проекта. 3. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела. 4. Слайды должны быть озаглавлены. 5. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц. 6. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point. 7. ВНИМАНИЕ! Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта. 15 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 7 Алгоритм работы над итоговым индивидуальным проектом Этап/срок Содержание работы Деятельность ученика Деятельность руководителя проекта 1. Поисковый а) Определение темы и целей Обсуждают тему проекта Знакомит со смыслом (сентябрь) проекта, его исходного с учителем и получают проектного подхода и положения. при необходимости мотивирует учащихся. дополнительную Помогает в информацию. определении цели Определяют цели проекта. проекта. Наблюдает за работой учеников. 2. Аналитический а) Определение источников Формируют задачи Предлагает идеи, (октябрь) необходимой информации. проекта. высказывает б) Определение способов Вырабатывают план предложения. сбора и анализа информации. действий. Наблюдает за работой в) Определение способа Выбирают и учащихся. представления результатов обосновывают критерии (формы проекта). успеха проектной г) Установление процедур и деятельности. критериев оценки результатов проекта. 3. Работа над а) Сбор и уточнение проектом (ноябрь- информации (основные февраль) инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. в) Выбор оптимального варианта хода проекта. г) Поэтапное выполнение исследовательских задач. Поэтапно выполняют задачи проекта. 4. Анализ, а) Анализ информации. Выполняют исследование коррекция, оценка б) Формулирование выводов. и работают над проектом, результата (март) анализируя информацию. Оформляют проект. 16 Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» 5. Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта (апрель) а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке . Требования к защите проектной работы 1. Содержание защиты по проекту должно включать: 1) обоснование актуальности темы, практической значимости проекта; изложение поставленных в нем целей и задач; описание хода выполнения проекта и полученных результатов; краткий обзор изученных источников и использованной литературы; продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется). Выступление ограничивается во времени — 7-10 минут. 2. Выступление оценивается на основе критериев: 1) соблюдение структуры выступления; соблюдение регламента; умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; адекватность громкости и темпа; адекватность языка и стиля; уверенность и убедительность манеры изложения. 3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям: 1) соответствия содержания ответов вопросам; корректности при ответе на вопросы оппонентов; краткости и аргументированности; грамотности речи и стилистической выдержанности изложения. 17 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 8 Лист оценивания индивидуального итогового проекта Ф.И.О.___________________________________________________________класс___________ Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый (1 балл) Повышенный (2-3 балла) Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Продемонстрировано Знание предмета понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки Регулятивные определения темы и действия планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Коммуникативные Продемонстрированы навыки оформления проектной действия работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем «_____»________________ 20___г. Кол-во баллов Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Итого __________________/___________________/ (дата) (подпись члена комиссии) 18 (расшифровка подписи) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» Приложение 9 ПРОТОКОЛ защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 10 класса МБОУ «Коробицынская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС СОО Ф.И.О. председателя комиссии: ____________________________________________________ Ф.И.О. членов комиссии: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________ На защиту явились допущенные ______________ человек. Не явились __________ человек. Ф.И.О. неявившихся: _____________________________________________________________ Защита началась в _____________ час ________мин Защита закончилась в __________ час ________мин № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ФИО обучающегося Тема проекта Итоговая оценка Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии: _________________________________________________________________________________ 19 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Дата проведения защиты: «_____»________________ 20__ г. Дата внесения в протокол оценок: «_____»________________ 20__ г. Председатель комиссии: ____________________/________________________ Члены комиссии: ____________________/________________________ (подпись) (расшифровка) (подпись) (расшифровка) ____________________/________________________ (подпись) (расшифровка) ____________________/________________________ (подпись) (расшифровка) 20