УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора МБОУ «Коробицынская СОШ» от 30.08.2024 № 197 ПОЛОЖЕНИЕ о методической службе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Коробицынская СОШ») ПРИНЯТО Управляющим СоветомМБОУ «Коробицынская СОШ» протокол от 29.08.2024 № 1 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «Коробицынская СОШ » протокол от 29.08.2024 № 1 1 2 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о методической службе МБОУ «Коробицынская СОШ»» (далее по тексту Школа) определяет цели, задачи, структуру методической службы (далее по тексту Положение). 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами: Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022г. «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020г. № Р-174». Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 мая 2023г. № 17 «Об утверждении Положения о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области» Положение «О системе функционирования внутренней системы оценки качества образования в МБОУ «Коробицынская СОШ » 1.3. Цели, задачи, принципы и направления деятельности методической службы Школы. Методическая служба Школы, осуществляя сопровождение системы методической работы, организует и проводит комплекс мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических работников. 1.4. Цель методической службы Школы - обеспечение условий для эффективной организации образовательной деятельности на основе непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства педагогических работников в целях достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся. 1.5. Задачи методической службы: выявление и нивелирование профессиональных дефицитов на индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников; основе построения своевременное и оперативное определение по запросам педагогических работников проблем развития и функционирования Школы; анализ/самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с темами самообразования, предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в их деятельности, выработка путей решения педагогических проблем и затруднений; ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями, наиболее эффективными способами организации образовательной деятельности, внедрение в деятельность образовательной организации лучших педагогических практик; сопровождение педагогов, нуждающихся в методической поддержке; методическое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности, в том числе методическое сопровождение внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО, ООО, СОО), осуществление мониторинга и фиксации хода и результатов внедрения; повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных/внеучебных занятий на основе планового посещения уроков/внеучебных занятий и их анализа; 3 организация «горизонтального» обучения педагогов в рамках Школы, межмуниципальных взаимодействий и внутри профессиональных сообществ; создание педагогическими работниками собственных методических разработок, форм, методов, индивидуальных программ обучения и воспитания для применения в условиях Школы. 1.6. Деятельность методической службы Школы строится на принципах: соответствия методической работы деятельности Школы по решению приоритетных задач развития образования; взаимного доверия, ответственности и равноправия педагогических работников Школы; ориентации и оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях современного развития общества и системы образования; системности, последовательности, преемственности, непрерывности, предусматривающих охват педагогических работников разными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования; направленности методической работы на решение проблем, актуальных для коллектива педагогических работников Школы. 1.7. Направления методической работы в образовательной организации: методическое обеспечение процессов обучения и воспитания; приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам; методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения; разработка совместно с региональным методистом индивидуального образовательного маршрута непрерывного профессионального развития педагогического работника; сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы; организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников; анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательной деятельности; разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов; обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий; повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования; помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы. 2. Организация методической работы в Школе Методическая работа в Школе осуществляется в виде коллективной и индивидуальной деятельности педагогических работников. Участие в методической деятельности обязательно для всех педагогических работников и 4 является частью их педагогической деятельности. Исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, Школа формирует свою модель методической службы. Общее руководство методической службой Школы осуществляет заместитель директора. Основные направления деятельности методической службы и формы методической работы определяет методический совет. 2.1. Основными элементами структуры методической службы являются: методический совет, методические объединения педагогических работников и другие возможные элементы, такие как проблемно-творческие группы, «пары» педагогов, объединенных на разных основаниях. • Методический совет – это коллективный общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе членов педагогического коллектива Школы в целях осуществления руководства методической, научно-методической и инновационной деятельности. Методический совет Школы определяет цели, задачи и направления работы Школы на среднесрочную и долгосрочную перспективы в соответствии с Положением о методическом совете Школы. Деятельность методического совета направлена на: обеспечение взаимодействия Школы с муниципальной методической службой (при наличии) и Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, иными организациями, осуществляющими научно-методическое сопровождение, в целях обеспечения эффективной системы непрерывного повышения квалификации в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами педагогических работников, составленными на основе диагностики профессиональных дефицитов и задач развития Школы; организацию и сопровождение деятельности профессиональных объединений педагогических работников; создание условий для поиска и использования в обучении и воспитании современных методик, форм, средств и методов образовательной деятельности, новых образовательных технологий, направленных на повышение качества образования; изучение профессиональных достижений педагогических положительного опыта и внедрение его в практику работы Школы; работников, обобщение создание условий для использования педагогами диагностических методик и мониторинговых программ по прогнозированию, обобщению и оценке результатов собственной деятельности; стимулирование инициативы и активизация творчества педагогических работников в исследовательской, опытно-экспериментальной и другой деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие форм и методов обучения и воспитания; проведение первичной экспертизы документов Школы (образовательных и учебных программ, учебных планов); контроль хода и результатов комплексных осуществляемых общеобразовательной организацией; исследований, проектов, экспериментов, анализ результатов педагогической деятельности, выявление и предупреждение ошибок, затруднений; совершенствование деятельности методических объединений педагогических работников и 5 участие в реализации этих предложений; обеспечение развития личностно ориентированной педагогической деятельности, условий для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога. • Методическое объединение педагогических работников является постоянно действующей формой коллегиального решения задач и проблем образовательной деятельности и создается из числа педагогов, работающих в рамках одной специальности или в одной предметной области, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию обучающихся. Деятельность методических объединений, направлена на: обеспечение организации и проведения на высоком профессиональном уровне учебновоспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы; выявление профессиональных дефицитов педагогических работников; создание образовательной среды для проявления творческой активности педагогов и преодоления профессиональных дефицитов; внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ формирования компетенций с учетом задач повышения качества образования, в том числе обеспечения внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО, повышения уровня функциональной грамотности обучающихся и цифровых компетенций; вовлечение педагогов в экспертную деятельность, организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения педагогических работников; проведение профилактики профессионального выгорания педагогов; организацию непрерывного внутрикорпоративного обучения в процессе совместного решения возникающих в работе проблем; оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации опыта своей профессиональной деятельности; реализацию программ наставничества педагогических работников; повышение квалификации педагогических работников. 2.2. Содержание методической работы Школы определяется в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования. Методическая служба Школы выбирает тему методической работы, представляет ее педагогическому коллективу. Тема, цель, задачи по ее достижению, а также ожидаемые результаты обсуждаются и утверждаются на заседании педагогического совета коллегиально. Далее осуществляется формирование планов методической работы (дорожных карт, плановграфиков) Школы по основным направлениям деятельности или по одному (наиболее актуальному) из основных направлений деятельности. При планировании методической работы общеобразовательная организация использует методы фасилитации и модерации (мозговой штурм, кластеризация, мировое кафе, технология открытого пространства и др.), а также игровые техники, позволяющие эффективно организовать групповое обсуждение, проанализировать проблемы, принять правильные решения. Представители методической службы Школы совместно с представителями регионального методического актива организуют внутрикомандное взаимодействие для достижения качественных результатов методической работы по реализации поставленных задач. Задачами такого взаимодействия являются: 6 выявление и ликвидация профессиональных затруднений педагогических работников; внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников и обучающихся программ формирования компетенций и повышения уровня функциональной грамотности; внедрение в образовательную деятельность Школы обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО; совершенствование предметных и метапредметных компетенций педагогических работников; построение индивидуальных образовательных маршрутов профессионального мастерства педагогических работников; непрерывного развития вовлечение педагогов в экспертную деятельность, организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения работников образования; проведение профилактики профессионального выгорания педагогов; методическое сопровождение педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства; анализ состояния и результатов деятельности методических объединений педагогических работников и/или профессиональных сообществ педагогов; развитие кадрового потенциала Школы; организация работы педагогов по самообразованию; сопровождение педагогических работников по вопросам профессионального самоопределения обучающихся и работе с одаренными детьми; повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования цифровых образовательных технологий; организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов. 2.3. Методическая работа Школы осуществляется посредством образовательного сотрудничества с использованием различных вариантов «горизонтального» обучения и таких форм организации методической работы, как научно-практические конференции, педагогические чтения, круглые столы, проблемные семинары, мастер-классы и практикумы, метапредметные недели, конкурсы и другие. 3. Участниками методической работы являются: педагогические работники; классные руководители; руководители методических объединений педагогических работников; администрация образовательной организации (руководитель, заместители руководителя) и др. 3.1. Права участников методической работы. • Педагогические работники и классные руководители имеют право: работать по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на заседании методического объединения педагогических работников и допущены к использованию решением педагогического совета Школы); разрабатывать обучающимися; методические программы, технологии, приемы и способы работы с участвовать в методической работе Школы, муниципальной системы образования, а также на региональном и федеральном уровнях. • Руководитель методического объединения имеет право: 7 вносить предложения директору Школы о поощрении педагогических работников, активно участвующих в работе методического объединения педагогических работников; организовывать экспертизу внедрения и реализации методических идей, новаций, методик, технологий, программ обучения; участвовать в подготовке методических мероприятий (семинаров, конференций, конкурсов, мастер-классов, педагогических мастерских и т.д.). участвовать в экспертной оценке деятельности педагогических работников в ходе аттестации. • Администрация образовательной организации (директор, заместители директора) имеет право: контролировать эффективность деятельности методических объединений педагогических работников и других возможных элементов структуры методической службы Школы; стимулировать работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом. 3.2. Обязанности участников методической работы. • Педагогические работники и классные руководители обязаны: анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения; осуществлять свою деятельность на определенном профессиональном уровне (с учетом их педагогической, методической и профессиональной подготовки), обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой; систематически повышать свой профессиональный уровень; проводить открытые учебные / внеучебные занятия; систематически посещать заседания методического объединения Школы. • Руководитель методического объединения обязан: анализировать деятельность методической работы методического объединения; готовить проекты решений для педагогических и методических советов; организовывать, планировать и осуществлять деятельность методического объединения; разрабатывать планы работы и графики проведения открытых занятий; руководить разработкой методических идей, методик, программ, технологий и вести консультативную работу с отдельными педагогами по вопросам обучения и воспитания. • Администрация Школы (директор, заместители директора) обязана: создавать благоприятные условия для работы методических объединений педагогических работников и других возможных элементов структуры методической службы Школы; обеспечивать работу методических объединений педагогических работников необходимым учебно-методическим комплексом; оказывать всестороннюю помощь руководителям методических объединений Школы; содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности методического объединения; утверждать планы работы методического объединения и других возможных элементов структуры 8 методической службы Школы. 4. Ведение документации по методической работе Школы 4.1. Методическая работа Школы оформляется документально в форме: протоколов методических советов; планов методической работы (планов-графиков, дорожных карт) Школы, планов работы методического объединения; индивидуальных образовательных маршрутов педагогов; конспектов, технологических карт, разработок лучших методических мероприятий Школы; обобщенных материалов о системе работы педагогов Школы, материалов печати по проблемам образования; информации о методических семинарах. 4.2. Документально оформленная методическая работа Школы заносится в информационный банк педагогического опыта. Анализ методической работы, материалы протоколов заседаний методического совета, методических объединений, отчёты о проделанной работе используются для принятия управленческих решений, аналитической деятельности, подготовки публичных докладов, отчета по самообследованию Школы и других документов. 9