Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коробицынская средняя общеобразовательная школа»
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коробицынская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее по тексту Стандарт) к структуре основной образовательной программы и основными принципами государственной политики Российской Федерации в области образования.
Целями реализации Программы являются следующие:
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, способной осознавать собственную индивидуальность, проектировать жизненные планы, быть готовой к самоопределению;
- достижение выпускниками планируемых результатов: предметный, метапредметных и личностных, определяемых индивидуальными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося на уровне среднего общего образования, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
- обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее по тексту ФГОС СОО);
- обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного
выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
- развитие государственно-общественного управления в образовании
через работу Управляющего совета школы;
- формирование основ оценки результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы, деятельности педагогических работников школы;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который предполагает следующее:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды школы;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом
индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Программа формируется на основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Принцип преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования реализуется через содержание, формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Программа ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». В то же время социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15-18 лет, связанных со следующим:
- с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;
- с переходом от учебных действий к учебно-профессиональной деятельности. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием;
- с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
- с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Таким образом, Программа сформирована в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в образовательной организации высшего образования, успешной социализации.
Программа формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности, в том числе через развитие органов государственно-общественного управления образовательной организацией.
Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в Программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, внеурочная деятельность.
Организация образовательной деятельности основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение).
Срок реализации образовательной программы - 2 года.